КОГДА НА КОНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ…

В рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения в Ленинградской области» областным правительством были приобретены 17 специализированных автомобилей для муниципальных станций оказания скорой медицинской помощи. Один из них отправился в Гатчинский район, а именно – в г. Коммунар.

Главный врач Гатчинской станции скорой помощи С.А. Новоселов рассказал о новом автомобиле, нюансах работы, а также объяснил, почему так важно иметь в записной книжке мобильного телефона номер Гатчинской станции скорой помощи.

- Сергей Анатольевич, расскажите о новом автомобиле. Почему он был передан на подстанцию скорой помощи Коммунара?

— Это усовершенствованный автомобиль марки Форд, оснащенный по классу «В», т.е. с возможностью оказания медицинской помощи в процессе транспортировки пациента. Автомобиль отправился в Коммунар, потому что именно там остро стоял вопрос нехватки медицинского автотранспорта.

- Расскажите в целом об укомплектованности Гатчинского автопарка станции скорой помощи?

— В 2006-2007 годах в рамках реализации национального проекта «Здоровье» Гатчинская станция получила 16 автомобилей скорой помощи. В 2012 году за счет средств муниципального бюджета Гатчинского района мы приобрели еще девять машин, в том числе и два реанимобиля. В 2013 году от правительства Ленинградской области мы получили еще четыре автомобиля марки Форд. В этом году – новая машина для Коммунара.

На сегодняшний день недостатка в транспорте нет. По медицинским стандартам на каждые десять тысяч населения должен приходиться один автомобиль и одна бригада скорой помощи. В Гатчинском районе проживает 241 тысяча граждан, по штатному расписанию на станции числится 23 автомобиля скорой помощи. Пока этого достаточно.

- С наступлением нового 2014 года изменился порядок оказания скорой медицинской помощи. Как это отразилось на пациентах?

— Никак. Для населения ничего не изменилось. А для нас — финансирование станции скорой медицинской помощи перешло с баланса бюджета Гатчинского района на баланс регионального фонда медицинского страхования.

Для полноценного финансирования мы просим граждан, к которым вызвана скорая помощь, по возможности, предоставить паспорт и страховой медицинский полис, либо позднее сообщить по телефону 03 эти данные в диспетчерский отдел.

- Существуют ли на Гатчинской станции специализированные бригады оказания скорой медицинской помощи, например, кардиологической или неврологической?

— У нас работает педиатрическая бригада, в выделении других нет необходимости.

Пациент, который вызывает скорую помощь, не может самостоятельно поставить себе диагноз и определить, какой специалист ему необходим. Он может жаловаться на сердечные боли, а окажется, что проблема в неврологии. Поэтому было принято решение объединить специализированные бригады в одну. На Гатчинской станции работают две такие бригады интенсивной терапии (БИТ). В них входят специалисты, имеющие навыки кардиологического, реанимационного, хирургического и неврологического профиля. Эти бригады выезжают на вызовы, в которых присутствует угроза для жизни пациента или в помощь фельдшерской бригаде, которая не может самостоятельно помочь больному в необходимом объеме.

- В случае необходимости госпитализации всех пациентов привозят в Гатчинскую клиническую межрайонную больницу (КМБ) или бывают ситуации, когда машина отправляется сразу в Санкт-Петербург?

— Около 5 % от всех случаев со срочной госпитализацией отправляются в областную больницу или другие специализированные медицинские центры, расположенные в Петербурге, остальные едут к нам.

Благодаря открытию сосудистого и травматологического центров на базе Гатчинской КМБ мы в состоянии оказать помощь практически всем пациентам. Так, у нас в наличии имеются дорогостоящие препараты, которые применяются при остром инфаркте миокарда при возникновении сосудистого тромба. Буквально в считанные секунды лекарственный препарат купирует тромб, растворяя его. После этого пациент отправляется на долечивание в наш сосудистый центр или сосудистый центр высшего уровня в областную больницу. Там уже производится оперативное хирургическое вмешательство.

- Назовите временной отрезок, в течение которого должна приезжать бригада скорой помощи в случае угрозы для жизни пациента и в случае обычных вызовов врача на дом?

— Все вызовы делятся на скорую и неотложную помощь. Если существует угроза для жизни больного, врач должен оказать помощь пациенту в течение 20 минут, независимо от удаленности места его нахождения. При неотложной помощи мы имеем право навестить пациента в течение трех часов. К этим случаям относятся неосложненное повышение температуры тела, незначительные травмы, изменение давления у пациента и прочее.

- Относительно маленьких пациентов меняются ли эти условия?

— Нет. Но если в случае высокой температуры при повторном вызове родители сообщают об осложнении, например, появлении судороги, рвоты, нарушении сознания, что не редко является следствием повышения температуры тела, вызов переходит из неотложного в разряд скорого. И педиатрическая бригада сразу отправляется по этому адресу.

- Возникают ли конфликтные ситуации во время вызовов скорой помощи на дом?

— Случаются. Часто поступают жалобы на то, что бригада скорой не приехала на вызов. Такого просто не может произойти по ряду причин. Во-первых, на станции скорой помощи установлен специальный прибор, с помощью которого можно отследить, какие телефонные линии диспетчерской службы свободны, а на какие поступает вызов в данный момент. Во-вторых, благодаря компьютерной программе звукозаписи возможно прослушать любой разговор с диспетчером, независимо от того, когда он был сделан. В-третьих, все бригады в конце каждой смены сдают письменные отчеты, которые можно сверить с записанными телефонными вызовами. Если возникает конфликтная ситуация, все факты можно проверить и сопоставить. И, наконец, все машины оснащены спутниковой системой «Глонасс». Это позволяет отследить маршрут движения любой машины скорой помощи за любое время.

Сегодня существует другая, не менее серьезная проблема. Большое количество вызовов бригады скорой помощи производится с помощью мобильных телефонов. Телефонный номер скорой помощи един для всей страны – 03. НО! Набирая с мобильника этот номер, вы попадаете не на ближайшую от вас станцию скорой помощи, а на станцию скорой помощи ближайшую от вышки вашего сотового оператора. Кроме того, во многих крупных населенных пунктах расположены улицы с одинаковыми названиями – ул. Ленина, ул. Пушкина. Отсюда и начинаются проблемы.

Недавно у нас произошел подобный случай с трагическим исходом. Гражданин, находясь в пос. Дружная Горка, набрал с мобильного телефона 03 и вызвал бригаду, будучи уверенным, что дозвонился до Сиверской подстанции скорой помощи. Но оказалось, что он дозвонился до станции скорой помощи в г. Луге. Названия улиц совпадали. Ничего не подозревая, бригада скорой помощи отправилась на вызов и не нашла там пациента. В это время больной скончался, а в г. Луге вызов попал в разряд ложного.

- Действительно, трагическая история! Давайте еще раз напомним нашим читателям номер телефона Гатчинской станции скорой помощи.

— Я призываю всех наших граждан записать в телефонной книге своего мобильного телефона наш номер: 8 (81371) 2-26-27. Или набирать 8-112 или 8-113.

- Работа в скорой помощи – достаточно опасная профессия. На врача могут напасть неадекватные пациенты или просто обругать. Часто ли происходят подобные случаи с вашими коллегами?

— Примерно каждый десятый случай носит характер угрозы для здоровья, а иногда жизни наших сотрудников. Кроме обычных вызовов, мы выезжаем и к больным с психическими заболеваниями, и к наркоманам. Далеко не всегда получается выезжать в сопровождении сотрудников полиции. Сегодня ситуация немного стабилизировалась. Страшно вспомнить 1990-е годы, когда ни в одном из подъездов Гатчины не горела ни одна лампочка. А большинство медицинских работников станции – женщины.

К сожалению, из-за недостатка сотрудников мы не можем отправлять на обычные вызовы двух медицинских работников. Подобные бригады выезжают только в составе интенсивной терапии, когда присутствует угроза для жизни пациента.

- Существует ли проблема с кадрами на Гатчинской станции скорой помощи?

— За последний год мы приняли на работу девять фельдшеров первой и высшей категории, которые перешли к нам из Луги.

Работа врача или фельдшера скорой помощи очень тяжелая, не все способны выдержать наш график и рабочий ритм. Наш коллектив укомплектован врачами на 50 % от нормы и фельдшерами – на 80 %.

- Существует ли государственная программа финансовой поддержки работников скорой помощи?

— За хорошее качество и оперативную работу у нас существует система доплат. Кроме того, федеральная надбавка врачам скорой помощи равна пяти тысячам рублей в месяц, фельдшеры получают 3,5 тысячи рублей.

- Возрастает ли объем работы у врачей скорой помощи в летний период? Какие сложности возникают?

— В течение летних месяцев нагрузка на Гатчинскую станцию скорой помощи снижается. Чего нельзя сказать о Сиверской и Вырицкой подстанциях. За счет большого количества дачников население этих территорий увеличивается в разы. Кроме того, в Сиверском и Вырицком поселениях постоянно появляются новые садоводства, адресов которых наши диспетчера не знают. Иногда трудно добраться до пациента и найти какое-нибудь садоводство, у которого даже нет дорожного указателя.

Именно поэтому всегда выступал и буду выступать против объединения диспетчерских служб в единую диспетчерскую службу скорой медицинской помощи Ленинградской области, проект которой сегодня обсуждается в областном Правительстве. По опыту могу сказать, что это неэффективно. Создание подобной службы в Санкт-Петербурге оправдано, потому что автомобили скорой помощи постоянно пересекают границы соседних районов. В нашем регионе бригады скорой помощи очень редко выезжают за границы своих территорий. Если мы объединим всех диспетчеров, то специалист из Тихвина не сможет объяснить бригаде в Гатчине, по какому адресу нужно ехать, если речь идет о каком-нибудь садоводстве. Наши специалисты в диспетчерской, отработавшие много лет на выездной работе, объясняют многие адреса по ориентирам, хорошо известным им, и это работает. Иначе мы потеряем самое главное – оперативность. А это чревато, особенно, когда на кону человеческая жизнь.

Беседовала Ирина ХРУСТАЛЁВА