«ВОЛХОНСКАЯ ВЕРСТА-2014»: ОТ ПАВЛОВСКА ДО ГАТЧИНЫ

В воскресенье, 27 июля, наш город на несколько часов погрузился в атмосферу ретро. Гатчина стала одним из пунктов маршрута VII пробега старинных мотоциклов «Волхонская верста-2014».

Организатором мероприятия традиционно является клуб любителей старинной мототехники «МотоциклистЪ» (Санкт-Петербург), с представителем которого, Михаилом Полковниковым, мы поговорили в Гатчине, на выставке ретро-мотоциклов «Волхонской версты».

«Волхонская верста» – проект международный, объединивший в своих рядах любителей ретро-техники из разных городов России, Эстонии, Латвии. Этот фестиваль существует с 2008 года, и раз за разом количество энтузиастов, желающих принять в нем участие, только увеличивается. В этом году на базе фестиваля в Павловске собралось более 60 ретро-мотоциклов (до 1960 года выпуска) и более 100 участников. Организаторы «Волхонской версты» каждый год придумывают новый маршрут для колонны, чтобы приезжие могли полюбоваться Петербургом и его окрестностями. На этот раз мотоциклисты побывали в Пушкине, в Пулковской обсерватории и в Гатчине. Первый день фестиваля был посвящен собственно соревнованиям среди мотоциклистов.

По словам Михаила Полковникова, главной целью «Волхонской версты» является продолжение традиции, утраченной в начале прошлого века. В 1898 году на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом состоялась первая в российской истории «гонка моторов», ставшая знаковым событием для развития мотоспорта в нашей стране. Первый приз среди мотоциклетов выиграл тогда русский гонщик Павел Беляев.

– Главный кубок в первый день соревнований достается тому, кто секунда в секунду повторит этот рекорд, – рассказывает Михаил. – Для этого нужно проехать мерную версту со скоростью победителя первой «гонки моторов» – 27,3 км/ч.

На второй день фестиваля колонна добралась до Гатчины – старинный город посмотреть и себя показать. Все машины, собравшиеся под стенами Кухонного каре в знойный полдень 26 июля, считаются раритетными. Довоенные «нортоны» и «харлеи», БМВ и «чезеты», советские «уралы» и «иж» выглядят просто изумительно и, конечно же, вызывают много вопросов – даже у тех, кто никогда стариной такого рода не интересовался.

– Люди к нам приходят разными путями, – рассказывает Михаил. – Есть те, кто занимается мотоциклами самостоятельно. Многие объединяются в профессиональную реставрационную мастерскую – как мы, например. Мы ничего никому не продаем, все делаем для себя. И сама техника, и ее реставрация стоят баснословных денег. Вот этот красавец (Михаил указывает на свой мотоцикл – немецкий Zundapp выпуска 1938 года) – обошелся нам в 70-80 тысяч евро.

Конечно, найти подходящие детали к таким старым машинам сложно, но для профессионалов такая охота – обычное дело. Мото-реставраторы досконально изучили карту этого «бизнеса» и частенько делают набеги в ту же Германию, где дважды в год собирается огромный рынок запчастей, в том числе раритетных.

Особым шиком среди ретро-мотоциклистов считается подбирать одежду, наиболее подходящую к «родной» эпохе их машины. Для этого на фестивале даже придумали особую номинацию. И действительно, глядя на все это хромированное, лакированное, подбитое кожей великолепие, понимаешь, что джинсы, байкерская косуха и бандана здесь просто были бы неуместны. Сам Михаил одет в стильный английский костюм начала прошлого века. На владельце черного «нортона» 1939 года выпуска – галифе с подтяжками и высокие сапоги со шнуровкой. Сами мотоциклы выглядят тоже очень эффектно: седло у красного Harley Davidson отсылает к Вудстоку начала 1970-х – желтая кожа, бахрома и горящие на солнце заклепки.

Но дело, конечно же, не в деньгах или экстерьере, а в идее. – Нет смысла делать музейные экспонаты, – считает Михаил Полковников. – Мотоцикл, который мы отреставрировали, должен быть не только красив – он должен двигаться так, как он двигался в те годы. И эти прокатки должны показать качество реставрации. Мотоциклы не должны стоять, иначе просто умрут.

Трепетное отношение организаторов и участников «Волхонской версты» к своим машинам объясняется не только любовью к технике – как они сами признаются, важной целью их движения является сохранение огромного пласта истории и проявление уважения к его создателям.

В прошлом году участие в фестивале принимал мотоцикл 1923 года выпуска. По словам Михаила, ездит он и сейчас, но на «Волхонскую версту» его владелец все же не отважился – такие дальние «прокатки» для него тяжеловаты. Ехать на нем – тоже определенное мастерство, постоянно нужно что-то исправлять по пути. Схождение с дистанции во время мото-пробега – явление частое.

– На самом деле это наука реставраторам, которые слишком торопятся вывести мотоцикл и показать его сразу после реставрации, — говорит Михаил. – Его нужно хотя бы немного покатать, устраняя недоделки, которые могут проявиться на относительно больших расстояниях.

Путь сформированной колонны «Волхонской версты» сопряжен с определенными трудностями. У старинных машин, которые иначе как прекрасными не назовешь, оказывается, есть недоброжелатели.

– Мотоциклы у нас совершенно разные, и скорость движения у них различается, – рассказывает Михаил. – Учитывая это, мы едем со скоростью не более 50 километров в час. Двигаться такой колонной непросто, особенно по городу – из-за движения и безобразного отношения к нам со стороны обычных автомобилистов.

Дополнительная задача «Волхонской версты» – популяризация реставрационного движения, продвижение его в массы.

– Очень много людей сидит у себя по гаражам, что-то ваяют, что-то делают, а показать это просто некому, – печалится Михаил. – А на наших слетах профессионалы и все, кому это интересно, могут оценить качество работы и реставрации, обменяться опытом. О чем поговорить, всегда есть…

И попытки раскачать это российское техническое «болото» приносят свои плоды. По словам Михаила, в этом году на фестиваль приехало чуть меньше ретро-мотоциклистов из Прибалтики и гораздо больше из России. Причем, не из Москвы или Питера, а из Казани, Торжка, Самары. «Волхонская верста» становится длиннее…

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Владислава ТОЛЧИНА