ПРАВДА О ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ

Грандиозная выставка, приуроченная к началу Первой мировой войны, открылась в Арсенальном каре Гатчинского дворца. На ней представлены уникальные экспонаты, относящиеся к эпохе великих потрясений начала XX века.

Историко-документальная межмузейная выставка «1914. Да поднимется вся Россiя на ратный подвигъ» организована совместными усилиями Гатчинского музея-заповедника и Центрального выставочного зала «Манеж» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Кроме того, участие в ее подготовке приняли крупнейшие музеи и архивы Санкт-Петербурга и Москвы, Центральный военно-морской музей, Российский Государственный архив кинофотодокументов (Красногорск), частные музеи и коллекционеры.

К этой выставке готовились долго – едва ли не с 2010 года, когда было задумано сделать масштабную экспозицию, посвященную столетию Первой мировой, в Центральном выставочном зале «Манеж». Решение, тем не менее, было принято в пользу Гатчинского дворца. По словам директора «Манежа» Кирилла Кузьмина, прекрасно, что эта выставка состоялась. И пусть она получилась не совсем такой, как задумывалась изначально, тем не менее, она очень интересна и прекрасно структурирована. Последнее замечание весьма важно в силу чрезвычайной сложности и противоречивости Первой мировой войны как явления. Помимо собственно военной составляющей, огромную роль в развязывании и ходе войны играли также политические, экономические и социальные аспекты и, в первую очередь, политика великих держав Европы начала ХХ века.

Именно такой, многоплановой, показывающей войну как явление и сложнейшее событие, удалось сделать эту выставку, по мнению научного консультанта выставки, доктора исторических наук Андрея Павлова. «Война, которая велась на суше, в воздухе и на море, представлена на выставке разносторонне», – отметил он. По замыслу устроителей, выставка разместилась в семи залах, каждый из которых посвящен отдельной теме, и все, что здесь представлено, позволяет составить общее представление о том, что происходило с самого начала войны.

Так, первый зал посвящен политике, точнее, людям, стоявшим во главе государств и армий, принимавших участие в войне. Карты, фотодокументы, портреты, предметы обстановки настраивают посетителя на глубокое погружение в атмосферу Первой мировой. Следующий зал показывает историю отношений России с ее главным союзником – Францией. В центре экспозиции – грандиозное, шитое золотом полотнище – флаг, подаренный жителями Тулона российскому императору в знак любви и уважения. Зал пропитан духом предвоенного времени – времени многообещающих визитов, развития политического кризиса и напряженного ожидания катастрофы.

Следующие залы посвящены собственно военным событиям, разворачивающимся на суше (пехота, артиллерия и кавалерия), на море и в воздухе. Военные карты, фотографии, документы, предметы походного и полевого быта, снаряжения, макеты кораблей и самолетов, знамена, знаки отличия, наградные знаки, ордена и медали – многие из уникальных экспонатов, составляющих экспозицию, выставлены впервые!

Внимание знатоков оружия наверняка привлекут музейные предметы из собрания Военно- исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи – образцы стрелкового и холодного оружия, ручные пулеметы, уникальный шанцевый инструмент, военная униформа. Впервые широкой публике представлены литавры Кирасирского полка с искусно отделанным вручную обрамлением.

Центральный военно-морской музей представил модели кораблей, предметы оружия, знамена и флаги, плакаты. Первые посетители выставки подолгу останавливались у настоящей реликвии российского Военно-Морского флота – хрустального ковша в серебряном окладе, который подарил император Николай II экипажу подводного минного заградителя «Краб» в память постановки первого минного заграждения. Впервые экспонируется и кормовой Андреевский флаг подводной лодки «Буревестник», и наградная офицерская морская сабля командующего Балтийским флотом адмирала Николая Эссена. Представил Центральный военно-морской музей и модели учебного аэроплана, летающей лодки и гидросамолета, телеграфный аппарат Юза.

Неотъемлемой частью выставки стали также произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства эпохи Первой мировой, в частности, цветные плакаты-лубки, запечатлевшие различные эпизоды боевых действий российского флота.

В последнем зале выставки можно посмотреть военную хронику, мысленно подводя итог увиденному. Эта экспозиция посвящена военной медицине, неустанно совершавшей подвиг милосердия на фоне огромного количества жертв и пострадавших во время боевых действий. Ее основная идея – показать вовлеченность всех слоев общества, от незаметного крестьянина до особ императорской фамилии, в дело борьбы за победу.

Говоря об этом замечательном собрании экспонатов выставки, историк Андрей Павлов поблагодарил сотрудников Гатчинского музея за огромный труд по ее организации. «Здесь на короткое время встретились уникальные вещи, – отметил он. – После того, как выставку разберут, а это всегда больно и горько, собранные экспонаты разойдутся по прежним местам и больше не встретятся». Тем не менее, времени у тех, кто захочет узнать правду о Великой войне, еще много – выставка «1914. Да поднимется вся Россiя на ратный подвигъ» продлится до 31 января 2015 года.

В тот же день в Гатчинском дворце открылась еще одна интересная экспозиция. Выставка одного экспоната под названием «Августейшему однополчанину…», проходящая в центральном корпусе, посвящена дарственному палашу великого князя Михаила Александровича. Уникальное оружие было преподнесено ему офицерами лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка (Синими кирасирами) в 1909 году. Изготовленный в том же году мастерами фирмы «Шаф и сыновья» (Санкт-Петербург) клинок с обеих сторон испещрен золотой инкрустацией в виде дарственной надписи и автографов офицеров. При этом каждый автограф исполнен своим оригинальным почерком.

Интересно, что выставка «Августейшему однополчанину…» имеет ярко выраженный романтический подтекст. Она не только рассказывает о главном экспонате и связанных с ним людях, но и раскрывает драматичную историю любви великого князя Михаила Александровича и Натальи Сергеевны Вульферт – женщины, навсегда изменившей его офицерскую и личную судьбу.

Юлия ЛЫСАНЮК

Фото Владислава ТОЛЧИНА