Опасные шалости, или оборотная сторона игры

Дворовые детские игры снова возвращаются в нашу жизнь, часто меняя формат в соответствии с запросами времени. Хорошо знакомые нам с детства прятки, игры в казаков-разбойников или разведчиков обретают иные черты, объединившись под новым модным названием – городской квест.

Для начала давайте представим себе, что же это такое. Суть квеста, как правило, заключается в перемещении игроков между определенными точками на территории города, расшифровке загадок, выполнении заданий на местности и набору победных очков. Задания варьируются по мере фантазии игроков и могут быть любыми.

К сожалению, эти захватывающие и, несомненно, полезные в плане общения и проявления фантазии игры иногда оборачиваются и неприятной стороной, вызывая недоумение, а то и резкое неприятие со стороны взрослых. Поводом для этой публикации, в частности, стал визит в редакцию «Гатчинской правды» жителя нашего города, ставшего свидетелем подобного случая.

Игра с элементами авантюризма

Игра, которую затеяла стайка гатчинских подростков, имела все черты городского квеста, однако был в ней один, мягко говоря, неожиданный элемент. Одним из заданий стало проникновение в многоквартирный жилой дом с целью использования обычных почтовых ящиков для передачи информации другим игрокам. С запертыми ящиками подростки особо не церемонились – спустя некоторое время владельцы обнаружили их вскрытыми или сломанными. Вряд ли дети понимали до конца смысл содеянного – скорее всего, в азарте игры они даже не задумались о последствиях, в упоении уносясь дальше, к следующим вершинам своего квеста…

Жильцы, ругаясь и тяжело вздыхая, отправились за новыми почтовыми ящиками, а нам захотелось разобраться со статистикой таких происшествий в нашем городе, а также с их возможными причинами и последствиями.

Нам, взрослым, поведение детей, связанное с разрушением или порчей чего-либо, кажется бессмысленным. Напоминая, что в основе таких случаев почти всегда лежит игра, психологи говорят, что дети таким образом самоутверждаются в группе сверстников за счет проявления силы, ловкости, смелости.

Потребность в самоутверждении присуща каждому, однако такую искаженную форму она приобретает, если подростку трудно должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Конфликт со взрослыми вкупе с существованием друзей, которые подают пример такой «бесбашенности», становится таким образом, еще одним фактором, влияющим на поведение ребенка.

Немаловажно также, что склонность к разрушению в любой его форме вытекает, как правило, не из осознанного желания нанести ущерб, а в результате пренебрежительного отношения к нормам поведения, отсутствия культуры воспитания, неуважения к природе и к тому, что сделано руками человека. Поэтому так часто мы встречаем вытоптанные клумбы и сломанные деревья, испорченную скульптуру в городском парке и неработающие уличные автоматы.

Причинами этого могут быть как отсутствие должного родительского контроля, так и гиперопека, сопровождающаяся повышенной строгостью и лишением самостоятельности. Все это часто вызывает внутренний протест у ребенка, чувство несправедливости, обиду и может лечь в основу агрессивного поведения и разрушительных действий.

Чем же может обернуться для детей и подростков обычная игра, если опасная черта будет перейдена? С таким вопросом мы обратились в организацию, представители которой одними из первых вынуждены реагировать на плохое поведение юных гатчинцев.

Когда начинаются проблемы…

По словам старшего инспектора по делам несовершеннолетних УМВД России по Гатчинскому району Любови Малаховой, в Гатчине ситуация с такого рода правонарушениями относительно благополучная. В течение года в нашем городе было зафиксировано всего несколько подобных случаев. Например, подростки в микрорайоне Въезд забросали яйцами автомашину, и ее хозяин подал на них заявление в полицию. Похожая история приключилась и в микрорайоне Аэродром: мальчишки развлекались тем, что сбрасывали с балкона яйца и пакеты с водой на прохожих.

Принято думать, что «хулиганят» чаще всего мальчики, но это не так – «проруха» бывает и на барышень. Была такая история: пожаловалась пожилая женщина из частного сектора на девушек, которые забрались в ее огород, сломали забор, разорили грядки. А вот случай, который можно было бы назвать курьезным, если бы не его последствия: две девочки, 6 и 7 лет, забравшись на чужую автомашину, припаркованную во дворе, «поиграли» на ней, повредив покрытие. От владельца авто поступила жалоба в органы внутренних дел в связи с повреждением имущества.

В подобных случаях речь идет, чаще всего, об административной ответственности, предусмотренной статьей 7.17 КоАП РФ (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества).

Как говорит Любовь Владмировна, в любом случае, задача отделения по делам несовершеннолетних при рассмотрении материалов данной категории принять решение по факту, установив, есть ли в действиях несовершеннолетних состав какого-либо правонарушения или преступления. Во многих случаях дело стараются решить мирным путем. Однако наказание может стать гораздо суровее, если в результате действий чужому имуществу нанесен значительный материальный ущерб.

Важно понимать самим и неустанно внушать это детям, что административная ответственность за правонарушения (например, повреждение чужого имущества) наступает с 16 лет. Об уголовной ответственности, наступающей, кстати, с 14 лет, может идти речь, если совершены более серьезные проступки, например, причинение значительного ущерба и умышленное уничтожение или повреждение имущества (статья 167 УК РФ).

Если вина несовершеннолетнего доказана, и он не достиг возраста привлечения к уголовной и административной ответственности, после прекращения проверки по материалу провинившийся оказывается под неусыпным контролем Комиссии по делам несовершеннолетних и полиции. Порой одного только официального вызова на Комиссию по делам несовершеннолетних и профилактической беседы оказывается достаточно, чтобы юный «хулиган» решил «завязать» навсегда и встал на путь исправления.

Что делать?

Как рассказала Любовь Малахова, в Гатчине регулярно проводятся профилактические мероприятия по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних. В течение всего учебного года во всех учебных заведениях Гатчины по графику проводятся так называемые Единые дни правовых знаний, куда приглашаются компетентные специалисты системы профилактики. Детям подробно рассказывают об административной и уголовной ответственности, о предусмотренных законом наказаниях, о последствиях противоправного поведения. В школе и по месту жительства проходят индивидуальные беседы с теми, кто «провинился» и поставлен на учет в отделении по делам несовершеннолетних, ведется профилактическая работа с теми, кто уже был осужден судом за преступления.

Ежедневно в вечернее время, совместно с патрульной службой, осуществляется проверка мест концентрации несовершеннолетних с целью выявления правонарушителей и принятия к ним мер воздействия в соответствии с действующим законодательством. При этом отслеживаются и пресекаются нарушения несовершеннолетними и комендантского часа, который установлен в Ленинградской области с 23 часов вечера до 7 часов утра. Напомним, что во время комендантского часа несовершеннолетние не имеют права находиться в общественных местах без сопровождения законных представителей либо лиц, их заменяющих (опекунов).

Любовь Владимировна подчеркнула, что все силы отделения направлены на профилактику противоправного поведения несовершеннолетних и на то, чтобы подростки, состоящие на учете, не совершали повторных правонарушений и преступлений.

Что ж, закон, как ему и положено, всегда на страже. Но не будем забывать о той банальной, но очень важной истине, что все начинается с семьи. Легко заметить, что проблема правонарушений или даже преступлений часто связана с низкой успеваемостью, частыми прогулами занятий и элементарным бездельем. С другой стороны, успехи в школе, занятия спортом, в кружках и студиях, вовлеченность в жизнь семьи, напротив, намного снижают вероятность асоциального поведения, порой просто не оставляя ему времени и места.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что все самое доброе в человеке начинается с доброго слова самых близких ему людей. Давайте же будем чаще говорить с нашими детьми, неустанно завоевывая их доверие и обращая его исключительно на пользу самим детям и миру, в который они, взрослея, постепенно вступают и неуклонно.

Юлия ЛЫСАНЮК