Дворцовые херувимы

Самая первая культовая постройка Гатчины – церковь Святой Живоначальной Троицы – полностью разделила историческую судьбу царского дворца. Лишь осенью 1999 года, когда в ней состоялось первое после революции богослужение по случаю 200-летия со дня перенесения Мальтийских святынь в Гатчину, домовая императорская церковь зажила полноценной жизнью.

Как только начались богослужения, сам храм стал открывать свои тайны.

— В этот день после службы, – рассказывает научный сотрудник ГМЗ «Гатчина» Татьяна Анатольевна Кустова, – научные сотрудники заметили в углу одного из кессонов алтарного купола отклеившуюся бумагу, а под ней – голубой фон, на котором ясно просматривался лик херувима. По сохранившемуся проекту купола дворцовой церкви было известно, что ее свод украшали 120 подобных изображений. Однако никто не знал, в какой они находились сохранности. В январе 2014 года для обследования установили строительные леса, куда смогли подняться специалисты. При детальном осмотре было обнаружено 96 картонов, которые оказались заклеенными с внешней стороны бумагой. После освобождения от «заклеек» реставраторы увидели, что живопись, выполненная в середине XIX века, хорошо сохранилась. Херувимы на картонах все разные, но при этом делятся на шесть типов.

х

По словам Т.А. Кустовой, в течение четырех дней их демонтировали, после чего небольшая бригада под руководством художника-реставратора Леонида Караваева приступила к их реставрации. Недостающие 24 художественные вставки были воссозданы. Сейчас все они проходят этап отпрессовки.

После перестройки дворцового храма архитектором Р.И. Кузьминым в 1840-е годы его отделка была выполнена в стиле позднего классицизма. Знаменитый архитектор создал уникальный, очень светлый и нарядный храм, соответствующий высокому статусу его владельцев. В церкви проводились реставрационные работы в 1911-1913 годах. Но не может не удивлять то, что за годы Великой Отечественной войны интерьер храма сохранился.

Сегодня под руководством старосты церковного прихода Владимира Дмитриевича Васильева в подкупольной алтарной башне и в боковом приделе храма проводятся ремонтные работы по укреплению лепнины. Этим занимается гатчинский художник Валерий Васильевич Солодкий, которого мы застали на лесах подкупольной алтарной башни.

— Главный декоративный элемент купола – херувимы, – рассказывает Т.А. Кустова, – реставраторами восстановлены. Немало им пришлось потрудиться и над нижними кессонами. Когда закончатся ремонтные работы в алтарной башне, останется сделать паркет в алтаре и начать главную работу по созданию иконостаса. Проект уже готов, необходимо найти средства на его изготовление.