«Жизнь не оборвется, если есть учитель…»

«Жизнь не оборвется, если есть учитель…»

В Гатчине завершился районный этап ежегодного Всероссийского конкурса «Учитель года-2015», на котором соревновались лучшие педагоги дошкольных учреждений и школ района. Победителями конкурсных испытаний стали учитель начальных классов Сиверской гимназии Наталья Григорьева и воспитатель гатчинского детского сада № 6 Лариса Семенчик.


Конкурс «Учитель года» проходит в России уже двадцать первый раз. Педагоги по традиции соревнуются в двух номинациях: «Учитель года» и «Воспитатель года». Второй, завершающий этап районного конкурса среди учителей состоялся 12 марта в гатчинской школе № 9. Празднично украшенный конференц-зал в этот день был полон гостей, пришедших поддержать своих коллег в их нелегкой борьбе. Теплые слова приветствия прозвучали и от представителей местной власти.

По словам главы Гатчинского района Андрея Ильина, конкурс «Учитель года» дает возможность каждому педагогу «себя показать и на других посмотреть» – увидеть инновации своих коллег. Глава районной администрации Елена Любушкина пожелала победы всем участникам конкурса. «У каждого из вас есть своя «изюминка», – заметила она. – Блистайте, сверкайте своим мастерством и идеями. Спасибо за вашу смелость!»

Программа конкурса была, как всегда, очень насыщенной. Учителя представили свои «визитные карточки», провели методические семинары и мастер-классы, на которых каждый продемонстрировал свою педагогическую «изюминку». На этот раз участие в муниципальном этапе конкурса приняли семь школьных учителей и четыре педагога детских дошкольных учреждений Гатчинского района. Почти половина участников «школьной» номинации – три человека! – оказались учителями начальной школы, что обнадеживает, ведь именно обучение в младших классах является идеальным временем для рождения подлинного интереса к знаниям и обретения навыков в науке учиться.

Учитель начальных классов Сиверской гимназии Наталья Григорьева представила свой метод решения проектных задач «Путешествие на планету Математика». Основной вопрос, которым задается педагог, — как учить детей, чтобы в дальнейшем они могли разносторонне развиваться. По словам Натальи Викторовны, ее подопечные уже в последних классах начальной школы самостоятельно разрабатывают и решают проектные задачи на заданные темы. Но чтобы математика была не только понятной, но и полезной в практическом смысле, она должна быть увлекательной. На своем мастер-классе Наталья Григорьева познакомила учащихся начальных классов с «Арифметической кунсткамерой», вводя их в волшебный мир числовых диковинок. Дети с удовольствием перемножали огромные числа, без труда объясняя полученный результат и выстраивая непростые числовые последовательности. Под конец своего мастер-класса Наталья Викторовна порадовала зал красивой классической музыкой, которая оказалась положенным на клавиши фортепиано всем известным числом «пи».

Учитель начальных классов Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского Светлана Филимонова в создании своей методики отталкивалась от так называемой ТРИЗ-педагогики — педагогической системы, целью которой является воспитание творческой личности, подготовка человека к жизни в обществе. Одним из аспектов этой методологии стала тактика «мозгового штурма», при которой учащиеся вовлекаются в совместную работу, создавая банк идей, анализируя все варианты и, в итоге, выбирая самые интересные решения. Участниками мастер-класса Светланы Юрьевны стали педагоги-добровольцы, которые совместно выводили и обосновывали формулу успеха учителя. По окончании урока учителя признались, что им было бы интересно применять элементы ТРИЗ-педагогики и на своих уроках.

Семинар учителя начальных классов Таицкой школы Юлии Ялымовой был посвящен мотивации обучения на уроках литературного чтения. Главная цель методики Юлии Владимировны – формирование грамотного читателя. В рамках своего семинара она проанализировала причины снижения читательского интереса, а в качестве решения проблемы предложила способы создания игровых ситуаций. Одним из приемов для стимулирования навыков чтения, по мнению педагога, может стать ежевечернее чтение, которое каждый раз прерывается на самом интересном месте.

Девиз, который выбрала для своей «визитной карточки» учитель географии гатчинской школы № 7 Елена Соколова, звучит романтично и, в то же время, серьезно: «Я стараюсь соединить в себе любовь к профессии с любовью к детям». На своем семинаре Елена Викторовна исследовала роль информационных компьютерных технологий в формировании метакомпетенций на уроках географии. По мнению педагога, в силу своего мировоззренческого характера география как предмет таит в себе уникальные возможности для универсального подхода к любой теме. Свой мастер-класс Елена Соколова назвала «Земля в иллюминаторе». Школьникам, участвующим в этом уроке, она предложила исследовать снимки из космоса, выбрав из них тот, который описывает заданный географический объект, и охарактеризовать его.

В основе методики учителя химии Рождественской школы Натальи Рогачевой – так называемая технология проблемного обучения. Педагог представляет современный урок как урок-систему, в котором активность учащихся во время занятий стимулируется созданием некой проблемной ситуации. На этот раз учителям, которые снова сели за парты мастер-класса, было предложено поиграть в химическую мозаику, составляя формулы ионного обмена.

По мнению учителя музыки гатчинской школы № 4 Татьяны Резниковой, правильно построенные уроки музыки дают детям возможность развить не только эстетическую сторону своей личности. На своем семинаре Татьяна Викторовна показала, какую роль в уроках музыки могут играть такие дисциплины, как история, литература, искусство (межпредметное взаимодействие). Кроме того, по ее мнению, не менее важно и внутрипредметное взаимодействие, включающее музыкальные кружки, хор, студийные занятия. Семинар завершился песней «По улице Чкалова», которую сочинили и исполнили сами учащиеся школы № 4.

На своем мастер-классе Татьяна Резникова реконструировала занятие Клуба патриотической песни, на котором старшеклассники разучили и исполнили знаменитую «Песню о Ладоге», параллельно исследовав произведения искусства и исторические факты, связанные с темой блокадного Ленинграда.

Девиз учителя физической культуры Вырицкой школы № 1 Марии Быковской так же динамичен, как и ее предмет: «Я жизнь свою движеньям посвящаю и этому готова научить». Методика Марии Владимировны стала ответом на вопрос – для чего нужна физкультура в школе, который задают сами дети. Чтобы сделать уроки физкультуры более привлекательными и полезными, педагог предлагает свой, альтернативный подход. Мария Быковская убеждена: ребенок является творцом по своей натуре. В своем мастер-классе она показала, как творческая составляющая может преобразить обычный урок физкультуры. В итоге школьники выполнили полноценную лабораторную работу, исследовав, какие изменения происходят с сердцем в результате физических упражнений.

Гатчинский конкурс «Учитель года-2015» завершился открытой дискуссией на тему «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт?». После получасового совещания жюри, в состав которого вошли лучшие педагоги Гатчинского района, вынесло свой вердикт, который им дался явно непросто.

По итогам всех конкурсных испытаний победителем районного этапа конкурса «Учитель года–2015» была признана учитель начальных классов Сиверской гимназии Наталья Григорьева. «Воспитателем года» стала педагог гатчинского детского сада № 6 Лариса Семенчик. Именно они будут представлять Гатчинский район на областном этапе конкурса «Учитель года России».

Лауреатами конкурса стали учителя Светлана Филимонова и Мария Быковская, а также воспитатель детского сада № 8 Янина Тиунова. Дипломы участников конкурса получили учителя Татьяна Резникова, Юлия Ялымова, Наталья Рогачева и Елена Соколова, воспитатели Наталия Жучкова (детский сад № 24) и Наталья Степанова (детский сад № 25).