Театр начинается с…

Театр начинается с…

Гатчинский театр-студия «За углом» закрывает очередной театральный сезон. К этому году в репертуаре театра накопилось четырнадцать спектаклей, в том числе два – детских. О премьерах, «Тайнах белых ночей» и о сверхзадаче роли мы поговорили с главным режиссером театра-студии «За углом» Ю.А. Калугиным.

- Юрий Алексеевич, что вы покажете своему зрителю «под занавес»?

— Мы заканчиваем сезон 21-го июня – спектаклем «Пять рассказов о войне». Этот спектакль мы сделали в 2015 году в связи с 70-летием Победы, хотя тема Великой Отечественной всегда актуальна. Мы взяли четырех авторов: Виктора Розова, Светлану Алексиевич, Виктора Астафьева и Ицхокаса Мераса (это литовский писатель, его родителей в 1941 году убили нацисты; для постановки мы выбрали его роман о холокосте «Ничья длится мгновение»).

- Расскажите о премьерах уходящего сезона – их в театре было пять?

— Да, и последняя прошла 14-го июня – спектакль «Петербургские анекдоты» по произ ведениям Татьяны Москвиной. 
С этого сезона мы с удовольствием начали играть детские спектакли: «Поющий поросенок» и «Журавлиные перья»; помимо детских, появился спектакль по современной драматургии – «Русский ледниковый период». Он поставлен по одноактным пьесам молодых авторов – Ирины Васьковской и Светланы Баженовой. На фестивале в Екатеринбурге (куда нас пригласил сам «хозяин» фестиваля – известный режиссер, драматург Николай Коляда) мы познакомились с этими авторами, и они подарили нам свои пьесы. В итоге мы сыграли «Балерину из фаст-фуда» и «Русскую смерть». Спектакль имел успех.

Кроме четырех моих спектаклей, у нас вышла «Заноза» по пьесе Франсуазы Саган – ее выпустил режиссер и актер Павел Явдосюк (бессменный исполнитель роли Павла I на мероприятиях в Гатчине).

- Как вы подбираете репертуар? Ведь «За углом» – это небольшой театр, с маленькой сценой и зрительным залом на 40-50 мест…

— Да, у нас камерный театр, и мы ставим камерные спектакли на небольшой актерский состав. В труппе – около двух десятков человек, декорации и костюмы делаем сами: есть художник – Вера Курицына, и заведующий постановочной частью – Михаил Гасюнас. Театр бывает разный; я придерживаюсь актерского театра, где главное – это игра, а играть у нас есть кому. И тут не нужен богатый антураж – это не шоу и не культурно-массовое мероприятие. Театр – это искусство, это рассказанные истории. У нас – русский классический театр, театр переживания, в комедийном плане – театр водевиля, французского и русского.

Моя установка – позитивность. Она идет от Станиславского, который создал действенный анализ: в действенном анализе очень важна сверхзадача роли – это представление персонажа о счастье. И если актер справляется со сверхзадачей, то он это счастье доносит до зрителя. Актерская игра доставляет удовольствие – и зритель идет за этим удовольствием в театр и получает, кроме этого, некий нравственный и эстетический заряд. Особенно это важно в детских спектаклях.

- Русский классический театр предполагает постановку русской же классики…

— В русской литературе есть авторы, ставшие всемирными. Вот, например, сейчас проходит Чеховский фестиваль. В свое время на этот фестиваль замечательный немецкий режиссер Петер Штайн привез «Трех сестер». Он что сделал? Он взял дневники Станиславского, где полностью расписано, как поставить «Трех сестер». И Петер Штайн сделал все в точности – с немецкими актрисами. И Москва была потрясена: какой совершеннейшей чистоты получился спектакль. Штайн тогда сказал такую фразу: «Чехова надо ставить, как минимум, один раз в год, потому что ты наполняешься чистотой». Есть авторы, которые эту нравственную нотку проносят сквозь свои произведения. К ним относится и Куприн, которому мы посвящаем спектакль «Тайны белых ночей» – по рассказам А.И. Куприна.

Этот моноспектакль задумала и осуществила – с небольшой моей помощью – актриса Ольга Колоскова. С этим спектаклем мы выступили в Петербурге на всероссийском фестивале «Монокль», который проходит раз в два года. Собственно, даже попасть на «Монокль» – уже престижно. Потому что это очень непросто: там серьезный отбор профессиональных театров, и то, что театр «За углом» был там представлен, очень хорошо. Наш спектакль собрал полный зал, некоторым зрителям даже пришлось стоять.

- Да, «Тайны белых ночей» завораживают зрителя с первой минуты: так единственная актриса не просто рассказывает – проживает на сцене купринские истории, всего лишь при помощи музыки и света… И все же, как вам удалось попасть на фестиваль профессиональных театров?

— У нас статус народного театра-студии, но при этом в труппе – семь профессиональных артистов. У театра есть план «по зрителю», по кассовым сборам, поэтому назвать нас совсем непрофессиональными нельзя: здесь играют ученики Игоря Горбачева, Аркадия Кацмана, наша художница – ученица Сотникова, я – ученик Товстоногова… Но и свой статус народного театра «За углом» оправдывает: в театре работает молодежная студия, которой с этого года руководит Людмила Карпова. В студию принимают всех желающих, начиная с четырнадцати лет, всех, кто хочет раскрыть свой потенциал и реализовать актерские задатки. Сейчас в студии занимаются, в основном, молодые люди, студенты; к концу сезона они уже поставили собственный спектакль «Театр начинается с…».

- Что нового ждет ваших зрителей в следующем сезоне?

— Новый сезон откроется в сентябре. К детским спектаклям добавится новая сказка – мы будем репетировать ее летом; взрослый репертуар, очень надеюсь, пополнится еще одним водевилем – французским. В октябре в Гатчине снова пройдет международный фестиваль любительских театров «Авангард и традиции» – он проходит раз в два года. Этот гатчинский фестиваль входит в реестр фестивалей малых театров Европы – за 16 лет прошло восемь фестивалей.

- Юрий Алексеевич, о существовании театра-студии «За углом» знают все гатчинцы. И все же ваши афиши редко попадаются на глаза, а как без рекламы привлечь зрителя в театр?

— К сожалению, в рекламном и информационном пространстве мы не представлены. Но наше искусство востребовано, зритель идет в театр, мы собираем зал – и… ставим себе сверхзадачу.