Гатчина станет спутником, а поезда уйдут под землю?

В Александровской приемной Гатчинского дворца обсудили развитие возможных городов-спутников Санкт-Петербурга, а также предложили построить в Гатчине свою подземку.

В 2008 году в Северной столице стартовал проект «Будущий Петербург», который стал постоянной дискуссионной площадкой для архитекторов, чиновников, предпринимателей и жителей города, которые обсуждают дальнейшее развитие и обновление Петербурга, уделяя особое внимание проблемным зонам мегаполиса.

В 2015 году в рамках проекта был организован архитектурно-девелоперский форсайт «Новые города петербургской агломерации», цель которого – привлечь широкое внимание к проблеме развития городских территорий и архитектурного будущего города. Участниками форсайта стали шесть команд студентов архитектурных и экономических вузов, которые получили задание смоделировать город-спутник Санкт-Петербурга в правильном его понимании – территорию, на которой эффективно были бы решены не только инфраструктурные и архитектурные, но, прежде всего, экономические и социальные задачи.

Казалось бы, причем здесь Ленинградская область? Ответ прост: город-спутник будет размещен на территории 47-го региона, а значит, мнение региональных чиновников необходимо также учитывать. Именно поэтому жюри форсайта в текущем году возглавил врио губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко.

Промежуточные итоги форсайта областные чиновники, кураторы команд и сами молодые архитекторы решили обсудить на территории Гатчины, которая выбрана одним из предполагаемых городов-спутников.

Выездная дискуссия носила название «В поисках собственной орбиты: как обеспечить жителей новых «городов-спутников» работой в Ленобласти?» и была посвящена еще одной, не менее важной теме взаимоотношений области и города – маятниковой миграции.

Общий объем ежедневной маятниковой миграции между СанктПетербургом и Ленинградской областью составляет около 450 тысяч человек. Почти полмиллиона экономически активного населения ежедневно выезжают из Ленинградской области в Петербург на работу и возвращаются вечером домой только для того, чтобы переночевать. Выплачивая подоходный налог по месту работы, т.е. в бюджет Санкт-Петербурга, жители Ленинградской области при этом продолжают пользоваться услугами коммунальных и социальных служб, финансируемых из бюджета Ленинградской области.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, по мнению руководителя Ленинградской области Александра Дрозденко, необходимо обеспечить население региона работой с достойной оплатой труда по месту жительства. Это предполагает развитие областных территорий, в том числе и городов-спутников, комплексно. «Строить спальные районы – не наш путь, необходимо создавать рабочие места для населения. Жилая зона без экономической и инфраструктурной застройки не работает», – сказал Александр Юрьевич.

Уже сегодня ни один новый жилой квартал в Ленинградской области не обходится без детского сада и школы. Развивается транспорт, рядом с жилыми домами открываются целые торгово-развлекательные комплексы с полным набором бытовых и социальных услуг. Кроме того, по словам Александра Дрозденко, в ближайшее время квадратный метр жилья в Ленобласти станет дешевле, чем в Петербурге.

Прекрасным примером комплексного освоения территории является город Гатчина, а именно, микрорайон Въезд, где на сегодняшний день реализуется сразу три полномасштабных проекта: строительство жилого квартала «IQ-Гатчина», областного перинатального центра на базе Гатчинской клинической межрайонной больницы и Северо-Западного нанотехнологического центра. Во время демонстрации проекта развития города-спутника Гатчины, последние два объекта были названы в числе перспективных, призванных обеспечить рабочими местами большое количество местных жителей. Кроме того, в Гатчине функционируют и другие развивающиеся производственные площадки – такие, как молочный комбинат «Галактика», научный институт ПИЯФ.

Социально-экономический анализ, который провели разработчики проекта, показал, что у Гатчины – большой трудовой потенциал. Ежедневно маятниковой миграции подвержены 40 тысяч местных жителей, часть из которых вполне можно привлечь во внутреннюю экономику города.

Не обошлось и без недостатков. Среди проблем Гатчины команда архитекторов назвала ограниченное количество свободных площадей для строительства, а также транспортную проблему внутри самого города, обусловленную наличием нескольких действующих железнодорожных переездов, которые в часы пик практически парализуют отдельные части города.

В целом, по мнению специалистов, Гатчина в будущем может развиваться сразу в трех направлениях:

Гатчина – город инноваций. Дополнительные инвестиции позволят расширить имеющуюся инфраструктуру на основе таких проектов, как наноцентр, Центр информационных технологий и ПИЯФ.

Гатчина — столица Ленинградской области. Разработчики проекта считают, что Гатчина имеет необходимый ресурс, чтобы разместить на западе города административный аппарат правительства Ленинградской области.

Гатчина – город, комфортный для жизни. Самой амбициозной идеей стало желание архитекторов опустить железнодорожные пути, проходящие в черте города, под землю, объединив тем самым все районы Гатчины в единое целое, а на освободившихся поверхностях разместить зеленые зоны и общественные рекреационные пространства.

Остальные команды-участницы форсайта предложили концепции развития поселка имени Э. Тельмана в Тосненском районе и поселка имени Свердлова недалеко от Всеволожска, обсудили строительство новых городов – Novograd’а в Тосненском районе и Древограда в Ломоносовском районе, а также полномасштабное развитие пос. Тайцы.

Выслушав все доклады, вице-губернатор Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов посоветовал разработчикам проектов руководствоваться не только творческими амбициями, но и учитывать перспективы экономического развития рассматриваемой территории. Тем более что в Ленинградской области уже разработана интегрированная региональная информационная система «Инвестиционное развитие территории Ленинградской области», другими словами – ИРИС. Это своеобразная интерактивная карта, наглядно демонстрирующая инвестиционные преимущества и возможности Ленинградской области.

Председатель конкурсного жюри Александр Дрозденко также высказал свое мнение по каждому из проектов. Свое предпочтение он отдал Гатчине, сказав, что наш город имеет наибольший потенциал для развития. «Во-первых, это точка на карте, которая уже существует. В сегодняшних экономических условиях строить новый город на пустом месте – нереально», – сказал Александр Юрьевич.

По его мнению, в Гатчине уже имеется множество факторов для дальнейшего успешного развития промышленного кластера, социальных объектов и жилищного строительства. Более того, Александр Дрозденко предложил перенести в Гатчину экспериментальные площадки технических ВУЗов Санкт-Петербурга. «В будущем вижу Гатчину не только столицей Ленинградской области, но и серьезным университетским городком, где можно было бы проводить ядерные эксперименты и исследования, развивать нанотехнологии», сказал он.

Что касается проекта развития пос. Тайцы, то его необходимо доработать, считает руководитель региона. «Это уникальная местность, ее необходимо развивать как территорию малоэтажной застройки вокруг усадьбы Демидова», прокомментировал Александр Дрозденко.

Уже после обсуждения всех проектов Александр Дрозденко ответил на главный вопрос дискуссии: как обеспечить работой жителей новых городов-спутников.

По мнению врио губернатора, Ленинградская область имеет огромный потенциал для создания рабочих мест и уже сегодня является привлекательной зоной для размещения производственных площадок. «Мы создаем такие условия, чтобы бизнес-сообщество сделало выбор в пользу Ленобласти», заявил Александр Юрьевич. Тому подтверждение – новый областной закон, принятый в 2015 году для привлечения инвестиций.

Подведение итогов конкурса архитектурно-девелоперского форсайта «Новые города петербургской агломерации» состоится в ноябре текущего года в рамках форума «Будущий Петербург». Лучший проект будет выбран членами жюри путем голосования.