Искусство точного мазка

Искусство точного мазка

До 29 сентября в библиотеке им. А.И. Куприна работает выставка современной китайской живописи из коллекции Игоря Смирнова «С надеждой все же всматриваюсь я вдаль».


На вернисаже, прошедшем в субботу, 18 сентября, заслуженный учитель России, профессор Игорь Смирнов рассказал о китайской живописной традиции, протянувшейся из глубокой древности до наших дней.

Китайское искусство имеет ряд особенностей, коренным образом отличающих его от европейского. Образы в нем, как правило, умозрительны и создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской традиции образы реальны и выражаются с помощью объемов и форм, цвета и светотени.

Традиционная китайская живопись держится на четырех «китах», или четырех «драгоценностях» – это бумага, кисть, тушь и тушечница. Действительно, китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками на особой бумаге или шелке. Использование особым образом растираемой туши позволяет создавать широкое разнообразие тонов от густого черного до прозрачного бледносерого. Монохромность с использованием огромного спектра оттенков одного цвета лежит в основе живописного стиля гохуа, в котором выполнены типичные китайские пейзажи. От выбора кисти – тонкой или широкой – зависит стиль произведения искусства.

Основа полотна представляет собой пористый, прекрасно впитывающий влагу материал – бумагу или шелк. Один неверный штрих, и работа испорчена, поэтому так важно для китайского художника овладеть искусством точного мазка. Мастера учатся этому десятилетиями, оттачивая ювелирную технику работы кистью.

Китайское искусство глубоко философично. Пейзажи, выполненные в стиле гохуа, не создаются на пленэрах, более того – их в некотором смысле не существует и в природе. Они возникают в результате созерцания художником картин природы, их осмысления и запоминания собственных эмоций и чувств, вызванных увиденным. Изысканной красотой китайских пейзажей можно наслаждаться бесконечно, но раскрыть заложенный в них изначально смысл возможно лишь, владея знанием обширной китайской символики и древних традиций.

Полотна в китайской живописи имеют форму свитков – горизонтальных или вертикальных. Они «читаются» справа налево. Точно так же – справа налево – «читают» и серии полотен, что и продемонстрировал на вернисаже Игорь Борисович. Каждый элемент картины – от изгиба сосны до иероглифа – имеет определенный смысл. Горы и скалы, к примеру, считаются олицетворением мужского начала, воды и Луна – женского.

Помимо монохромных китайских пейзажей на выставке в «Купринке» представлены и цветные полотна, выполненные в другом стиле, – с использованием минеральных красок. Это небольшие пейзажи с цветами и птицами и народные картинки, которыми китайцы поздравляют друг друга на Новый год. Выполненные яркими, сочными красками, они также глубоко символичны и сводятся к пожеланию друг другу счастья, семейного благополучия, доброго пути и внутренней гармонии.