По аллеям и тропам книжного сада

По аллеям и тропам книжного сада

В Гатчинской детской библиотеке работает передвижная выставка «Детская книга: путешествие во времени», посвященная Году литературы. В честь открытия выставки состоялась многоплановая встреча юных читателей, библиотекарей, учителей с профессиональными исследователями детского чтения.


Организатором выставки выступила Ленинградская областная детская библиотека (ЛОДБ). На ней были представлены книги, позволяющие проследить развитие детской литературы на протяжении более чем двухсот последних лет. Замечательным подспорьем для выставки стала виртуальная экспозиция, выведенная на экран медиапроектора.

Гостями необычного вернисажа стали гатчинские старшеклассники и учащиеся педагогического колледжа. Заведующая информационно–библиографическим отделом ЛОДБ Татьяна Третьякова рассказала молодым людям о том, как складывалась культура детского чтения в России, какую эволюцию прошло оно за сотни лет. Какой была и какой стала детская книга? Что читали русские дети разных эпох? Что любили, чему удивлялись?

На самом деле, детских книг как таковых в России не было до начала XIX века. Малыши учились читать по житиям святых, периодическим изданиям, среди которых особенно популярным было «Детское чтение от сердца к разуму». Первая книга для детей – знаменитая сказка Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители» – появилась в 1828 году, и именно с этого момента начала свой отсчет детская книжная культура. Одной из первых книг для детей можно считать и «Историю России в рассказах для детей» А.О. Ишимовой. Символично, что с этой книгой в день своей дуэли познакомился А.С. Пушкин. Книга ему понравилась, о чем он не преминул сообщить автору.

Вспомнили на встрече в детской библиотеке и детские книги переломной эпохи. Так, например, огромной популярностью, особенно у девочек-гимназисток, пользовались истории Лидии Чарской, вызвавшие столько споров в свое время. Но вот миновала революция, а дети… дети продолжали читать, причем очень много. Читали и сами становились писателями, как, например, авторы книги «Республика ШКИД» Леонид Пантелеев и Григорий Белых, издавшие ее в совсем юном возрасте.

А сколько поколений продолжают читать Чуковского и Маршака? Их сказки считались новаторскими для своей эпохи, но свою свежесть они не утратили и по сей день. Возможно, все дело в том, что эти книги были написаны людьми, знавшими детскую природу изумительно, со всеми ее нюансами.

Настоящую дискуссию вызвало выступление доцента Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Марины Костюхиной под названием «Детская книга как провокация». Марина Сергеевна в очень необычной форме представила несколько современных книг для детей, вызывающих массу вопросов как у родителей, так и у педагогов. К. Патерсон «Мост в Терабитию», Р. Клайв «И не забывай гладить котенка», М. Хэддон «Загадочное убийство собаки», М.Нильсон-Брэнстрем «Цацики идет в школу», У. Нильсон «Самые добрые в мире», Е. Мурашова «Класс коррекции» и некоторые другие – все они о детях, попавших в исключительно сложную ситуацию либо от рождения, либо в силу обстоятельств. Герои этих книг – отверженные, одинокие, странные, непохожие на других. Им очень трудно в этом мире, и вопросы у них возникают соответствующие – на которые не у каждого взрослого есть ответы.

По мнению Марины Костюхиной, назначение детской книги – разрешать любые, даже самые сложные ситуации. Справляются ли сейчас с этим книги? Насколько они умеют затрагивать самые болезненные, даже страшные темы? Могут ли они помочь ребенку?

«Может ли детская литература быть провокационной?» – вот главный вопрос, которым задается Марина Костюхина. Какую роль в жизни взрослых и, в особенности, детей играет провокация? Всегда ли она разрушительна или может быть и конструктивной в итоге? Можно ли давать читать провокационную литературу детям?

Как считает Костюхина, книги из приведенного ею «провокационного» списка направлены на конкретного человека, конкретную ситуацию, решение конкретного вопроса. И именно в этом контексте их необходимо рассматривать и обсуждать. Бывают вещи, которые страшно себе представить, но от них нельзя отмахиваться, поскольку они имеют место в нашем мире. Очень важно продолжать обсуждать острые вопросы и пути их разрешения – любая позиция вызывает уважение, если она обоснована.

Стоит отметить, что эта «провокационная» дискуссия вызвала особый интерес у молодых людей, собравшихся в этот день в библиотеке. За нитью рассуждений Марины Костюхиной они следили, буквально затаив дыхание, еще один веский аргумент в пользу того, что с детьми и подростками нужно разговаривать как с равными, не боясь их слишком сильно впечатлить или даже ранить реальностью, подталкивая их к самостоятельным суждениям.