Боевой путь летчика Николая Шарапова

Боевой путь летчика Николая Шарапова

К знаменитым уроженцам села Воскресенское Гатчинского района можно смело отнести участника Великой Отечественной войны, славного летчика Николая Ивановича Шарапова, память о котором до сих пор сохраняют местные старожилы.


Он родился в 1909 году в семье крестьянина Ивана Ивановича Шарапова, служившего извозчиком в усадьбе «Суйда». Род Шараповых – старейший на суйдинской земле, один из предков нашего героя был управляющим поместьем арапа Петра Великого – А.П. Ганнибала. О нем упоминают архивные документы. Несколько лет назад в селе Воскресенское был снесен старый Шараповский дом, построенный еще в конце позапрошлого века.

Николай Шарапов с детских лет имел среди мальчишек прозвище «буйный» – за неспокойный и драчливый характер. Учась в начальной школе, любил запускать воздушных змеев, мастерить деревянные самолеты и без разрешения родителей ездить в Гатчину на военный аэродром, за что ему потом здорово попадало от отца. Его друг Александр Михайлович Ванин много десятилетий спустя вспоминал, что еще в юношеские годы Николай часто говорил, что хочет стать летчиком. Однажды на показательных полетах в Гатчине он закричал: «Я буду летчиком!» На что воскресенские мальчишки ему сказали: «Да какой из тебя летчик, ты же «буйный», из самолета вывалишься!»

Однако паренек свое слово сдержал. После окончания школы Николай поступил на работу разносчиком газет в издательство «Ленинградской правды». Шел 1925-й год. Затем освоил еще несколько специальностей, а когда подрос, поступил слушателем на курсы техников-изыскателей при Ленинградском институте путей сообщения. После их окончания, весной 1931 года, Николай был направлен в Сибирь, на строительство линии воздушного флота. Оттуда он был призван в Красную Армию, его направили в Луганскую школу военных летчиков. В 1932 году Николай Шарапов вступил в партию, будучи военным пилотом в 1932-1936 годах летал в ВВС города Омска.

После армии он продолжил службу в гражданской авиации, работал заместителем начальника станции международной авиалинии Ленинград-Берлин, командиром авиаотряда «Лесавиа» в Красноярске, заместителем Дальневосточного управления санитарной авиации. Участвовал в Финской войне, выполняя боевые задания по обслуживанию воинских частей Красной Армии, а после ее окончания в 1940 году летал на авиатрассах Северного управления ГВФ.

С первых дней Великой Отечественной войны пилот Николай Шарапов был назначен заместителем командира авиа-отряда Северной особой группы, которая базировалась в Ленинграде. С начала блокады эта группа занималась доставкой продовольствия, оружия и боеприпасов в осажденный город. На обратном пути самолетами летчики вывозили в эвакуацию ленинградцев. В характеристике, датированной ноябрем 1941 года, командир авиаотряда Суриков, отмечая профессиональные качества летчика-Шарапова, писал: «…сейчас, в дни войны, летая по обслуживанию Северо-Западного фронта, Шарапов выполняет самые сложные задания четко, с полной ответственностью».

С ноября 1942 по февраль 1943 майор Шарапов выполнял рейсы на территории Ленинградского, Волховского, Прибалтийского фронтов и много раз совершал полеты в тыл противника – в штаб Ленинградского партизанского движения. Ему часто приходилось летать под огнем вражеских зениток и атаки фашистских истребителей. Он показывал личный пример героической борьбы с противником. Его общий фронтовой налет составил 1117 часов: из них 168 часов приходится на полеты во вражеский тыл и 514 часов по специальным заданиям. За проявленное мужество и героизм, успешное выполнение боевых заданий Н.И. Шарапов был награжден двумя орденами «Красной Звезды» (1941, 1945 гг.), медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и другими.

В 1943 году его авиагруппа, переформированная в 4-й полк ГВФ, была переведена в особую авиагруппу по международным перевозкам в Москву. Неоднократно в его службе случались нештатные ситуации, но каждый раз Шарапов умело и решительно выполнял задания командования. Например, в марте 1944 года ночью, при выполнении рейса в Уфу, его самолет попал в ливневый снегопад. Продолжать полет было опасно, и Шарапов посадил самолет с убранными шасси в поле. В результате этого он спас экипаж и машину. За правильно принятое решение ему была объявлена благодарность.

В послевоенный период Н.И. Шарапов работал в различных авиаотрядах Воздушного флота СССР и освоил более 20 типов новых самолетов. В 1961 году ему было присвоено звание «пилот 1-го класса», а его экипажу – «Экипаж коммунистического труда». В общей сложности к концу своей летной карьеры в 1966 году он налетал 23,5 тысяч часов (7 млн километров). Согласно этим показателям, в воздухе он пробыл почти три года! Николай Иванович стал бесспорным лидером «семимиллионником» в Аэрофлоте, несколько лет удерживая это почетное звание.

За свой добросовестный труд он был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. После выхода на заслуженный отдых Н.И. Шарапов до 1987 года работал дежурным аэровоздушного комплекса «Пулково». Умер ветеран в 1989 году, но в Воскресенском хранят добрую память о летчике.