Жил в Гатчине художник…

Жил в Гатчине художник…

Этот дом, расположенный недалеко от Варшавского вокзала, многие жители Гатчины неслучайно называют «Домом под шляпой». Причудливая и загадочная постройка в стиле модерн принадлежала знаменитому мастеру художественной карикатуры Павлу Егоровичу Щербову (1866-1938 гг.) и была спроектирована столичным архитектором Степаном Степановичем Кричинским в 1911 году.


Городская усадьба, хорошо известная в искусствоведческих кругах, как магнит притягивает к себе туристов. Главный фасад дома выходит на улицу Чехова (бывшую Ольгинскую) и полотно Варшавской железной дороги. Зодчий воплотил в облике здания дерзкую новизну: композиционной основой фасада служит круглая башня, выступающая над черепичной крышей, которая завершается колпаком в виде большого колокола.

Дочь близкого друга художника – писателя Александра Ивановича Куприна, Ксения, вспоминала: «Щербовы построили в Гатчине каменный дом. Дом – такой же оригинальный, как и сами его хозяева. В детстве дом этот казался мне средневековым замком. Его окружала большая стена, булыжники для которой собирали сами Щербовы. Крыша и стены были покрыты красной черепицей. Внутри всегда ощущались какой-то очень своеобразный запах и особенная гулкость. Большой холл с огромным камином был как бы сердцем дома. Вокруг камина – оружие, медные и кованные принадлежности. Посредине холла лежала шкура белого медведя. На верхний этаж в мастерскую Павла Егоровича вела широкая лестница. К холлу прилегало несколько маленьких комнат, меблированных на восточный лад: низкие тахты, яркие половики, столики с медными подносами, с разными трубками и кальянами».

Среди гостей этого дома был не только гатчинский житель А.И. Куприн, сюда приходили Федор Шаляпин, Максим Горький, Валентин Серов, Михаил Нестеров…

После Октябрьской революции городские власти хотели выселить хозяина дома, но за Павла Егоровича Щербова в 1919 году заступился М. Горький, который обратился с письмом в Гатчинский Совет. «Это самый крупный художник-карикатурист в России, широко известный и за границей. Он такой же буржуй, как и я, как любой из вас. Он изумительно талантлив и принадлежит к числу людей, которых мы должны и любить, и беречь в нашей небогатой талантами стране. Я убедительно прошу вас, товарищи, не трогайте Щербова, дайте ему жить и работать без помех…».

В советское время художник работал помощником хранителя Гатчинского дворца-музея, в 1928 году ему была назначена персональная пенсия. Однако после смерти мастера усадьба успела побывать коммунальным домом. С 1992 года, после расселения жильцов и нескольких лет реставрационных работ, здесь разместился музей.

3(15) июня исполняется 150 лет со дня рождения П.Е. Щербова, похороненного на Гатчинском городском кладбище. К сожалению, творчество этого замечательного мастера несправедливо забыто. Сын столичного чиновника, он рано проявил незаурядный талант в сатирическом рисунке. Не закончив до конца полного курса Академии художеств, Павел Егорович организовал художественный кружок молодых творцов «Ревущий стан», деятельность которого была взята под надзор царской полицией. В молодые годы Щербов совершил несколько приключенческих поездок по Африканскому континенту, побывал в Персии, Палестине, Китае, Японии. Собранную этнографическую коллекцию он передал в дар Русскому Географическому обществу.

В 1896 году, на страницах петербургского журнала «Шут» появились его первые рисунки. С того же времени он становится постоянным сотрудником этого издания. Его работы были подписаны псевдонимом на английском языке, что в переводе означало «старый судья» (название крепкого английского табака). Он создавал резко шаржированные, но удивительно похожие изображения многих знаменитых людей и простых обывателей. Нередко рисовал он и гатчинцев.

Широко известна его композиция «Базар ХХ века», на которой изображено более ста портретов: художников, скульпторов, издателей, коллекционеров и критиков Санкт-Петербурга. Масштабная картина образно передает состояние и настрой художественной жизни города в начале столетия.

Публиковался он в различных изданиях, например, в популярных в начале ХХ столетия журналах «Лукоморье», «Будильник», «Зритель»». Его работы были замечены многими известными представителями русского искусства. «У нас имеется один громадный карикатурный талант – это Щербов», – писал о нем Александр Бенуа.

Некоторые работы художника в дореволюционный период были приобретены для Третьяковской галереи. Хранились они и в частных собраниях. С Гатчиной художник был связан с 1897 года, приезжая в наш город на дачу. К сожалению, при жизни П.Е. Щербова не было проведено ни одной его персональной выставки.

Летом 1959 года на фасаде его дома была открыта мемориальная доска.