«Зевс» вызывает «Олимп»!

На производстве – ЧП, взрывоопасная ситуация; на помощь летит вертолет со специалистом-инженером на борту – только он может устранить опасность. Но вертолет падает в лесу. На поиски упавшего вертолета отправляются спасатели: они нашли место катастрофы, однако инженер погиб. Избежать взрыва не удалось: рушатся перекрытия, пострадавшие отрезаны от путей эвакуации…

К счастью, это просто легенда – легенда очередных учений «Экстремум-2016».Общественное аварийно-спасательное формирование – поисково-спасательный отряд «Экстремум» – было создано в 2008 году в рамках одноименной организации, объединяющей более 140 добровольных спасателей. В состав отряда входит более 40 подготовленных, аттестованных добровольных спасателей.

— Основная задача нашей организации – поиск людей, потерявшихся в природной среде, – рассказывает один из спасателей ПСО «Экстремум» Юрий Школьников. – Эта проблема имеет сезонный характер – зимой по грибы не ходят. А летом и осенью в каждом районе Ленобласти ежедневно поступает до десятка заявок, а число спасателей МЧС и других формирований ограничено – им не разорваться. Тогда обращаются к нам. У нас есть система управления поисково-спасательными работами, свои дежурные координаторы, которые 24 часа в сутки принимают звонки, руководители поисково-спасательных работ. Звонки, в основном, поступают из областного Центра управления в кризисных ситуациях. В частности, в Гатчинском районе в прошлом году было 55 заявок на поиски потерявшихся в лесу – 34 спасли мы, остальные вышли сами или были спасены другими.

- Юрий, получается, что вы – бесплатные профессионалы. Что за люди этим занимаются?

— Как правило, к нам приходят в возрасте около 30 лет – когда решены вопросы трудоустройства, карьеры, создана семья, и появляется новая возможность для самореализации. В «Экстремуме» есть врачи, менеджеры, преподаватели, адвокаты – люди самых разных профессий. Я, например, пиарщик. В отряде много женщин; я втянул в это свою супругу, она – координатор, принимает звонки.

- А с чего вообще начался «Экстремум» – кто все это придумал?

— Была группа туристов, которые поняли, что в экстренном случае они не смогут оказать квалифицированную помощь пострадавшему. Договорились с колледжем, организовали курсы первой помощи. Потом появились единомышленники. Мы очень тщательно изучали вопрос спасения в лесу и поняли, что должны быть такими же эффективными, как профессиональные спасатели. Поначалу к нам относились настороженно: люди, готовые работать бесплатно, вызывали, мягко говоря, недоумение. Теперь уже в течение нескольких лет нам доверяют, все больше поступает заявок на поиск.

- У вас большая территория охвата?

— Мы работаем только в Ленинградской области. А в Петербурге заступаем на дежурство в одной из пожарных частей – в 2012 году мы создали добровольную пожарную команду. В прошлом году мы выиграли президентский грант для некоммерческих организаций и купили себе пожарноспасательный автомобиль.

- Какова цель сегодняшних учений – выявление лучших из лучших?

— Нет, это не соревнования. Такие учения у нас проводятся каждый год – в первые выходные лета. Цель – натренировать наших собственных добровольцев, отточить их навыки в реальной ситуации, но приглашаем и команды из других регионов, например, в этом году (уже не в первый раз) выступают две команды из Москвы.

В процессе подготовки спасатель получает много знаний и умений, у нас проходят постоянные тренировки – в помещении и на улице, в Петербурге, но здесь, на природе, совсем другие условия. До этого мы проводили учения на заброшенных военных объектах; требований много: нужно, чтобы были достаточно высокие здания, глубокие ямы, водоемы, лесополоса. Здесь всего этого предостаточно.

…Учения проходили в выходные четвертого и пятого июня в районе деревни Луйсковицы Елизаветинского поселения – на территории бывшего, по общему предположению, сельскохозяйственного комплекса. Место и впрямь заброшенное – дальше некуда: развалины, здания-призраки, овраги, дороги, ведущие в никуда. Но следы homo sapiens налицо: территория покрыта стихийными свалками, под каждым кустом – куча мусора. Откуда, спрашивается?

Спасатели расположились здесь почти на двое суток – с палатками и снаряжением, отдельно стоит лагерь статистов – их более полусотни, все они, тщательно загримированные, изображают пострадавших.

Команды находятся в боевой готовности и полном неведении: они не знают, когда пойдут на дежурство, не знают, когда вернутся, и что их ждет – пожар, ДТП или завалы?

Строго конфиденциально Юрий Школьников вводит меня в курс дела:

— Всего – одиннадцать этапов, один связан с АХОВ – аварийнохимическими отравляющими веществами, которые не позволяют нормально дышать, один – с задымлением: ничего не видно, в обоих случаях нужны противогазы. Два этапа связаны с высотными работами. Также будет ДТП – из-за взрыва одна машина укатилась в воду; плюс обрушилось здание, и нужно под завалом найти пострадавшего – тут без кинолога не обойтись. Еще один этап – спасение на водах; потом помощь медикам «Скорой» при эвакуации раненого; поиск человека в лесу, работа в эвакуационном пункте, тушение пожара на трансформаторной подстанции. Финальный этап состоится в воскресенье, когда все команды будут одновременно спасать людей из обрушающегося горящего здания.

…Команды рассеяны по территории – каждая на своем этапе. У всех – рации, в качестве позывных этапов в этот раз выбрали имена и названия из древнегреческой мифологии; позывной штаба – «Олимп». Команда «У…» только что закончила высотный этап:

- Мы сняли одного пострадавшего с третьего этажа здания, другого вытащили из газового колодца, – рассказывает капитан команды «У…» Дмитрий Голубев (по профессии – технический руководитель IT-проекта). – А в реальной жизни мы обычно снимаем парашютистов и дельтапланеристов, застрявших на деревьях во время аварийной посадки. Кроме того, ведем поиск в лесу и дежурим на средневековых боях; иногда первыми прибываем на место ДТП – производим деблокировку пострадавших, оказываем первую помощь.

- На какой максимальной высоте приходилось работать?

— На 27-м этаже. …А в этих развалинах, по легенде, произошел взрыв – где-то там, в завалах, двое пострадавших: спасатели должны найти их и эвакуировать. Помогает в этом родезийский риджбек Тиса – чемпионка России. Как рассказала ее хозяйка, риджбеки – охотники на львов, но эти экзотические качества породы давно утрачены – чего не скажешь об охотничьем чутье, которое и помогает Тисе работать поисковой собакой, и делает она это с большим удовольствием.

В учениях нет призовых мест – ни проигравших, ни победителей, но по итоговой таблице будет понятно, у кого больше штрафных баллов. На каждом этапе судья заполняет протокол: правильно ли использовали снаряжение, были ли обеспечены все меры безопасности, как оказали первую помощь, уложились ли в отведенное время. Судьи – профессиональные спасатели, пожарные, преподаватель Центра подготовки спасателей, люди опытные.

На прощание Юрий Школьников напомнил основные правила для грибников и других посетителей леса:

- Уходя, сообщать родственникам или знакомым, куда конкретно идете и когда планируете вернуться. Если не вернетесь в назначенный час – пусть звонят спасателям.

- Взять с собой заряженный мобильный телефон. Найти человека в лесу по координатам его телефона практически невозможно: вышки стоят далеко друг от друга, плюс такой поиск ведется через согласования с правоохранительными органами – это долго; разряженный аккумулятор, в свою очередь, не позволит связаться со спасателями.

- Взять с собой лекарства и небольшой запас воды и еды (планировал пойти на час – застрял на десять, а инсулин не взял!).

- Надевать в лес яркую одежду, чтоб было заметно в лесу. Основная техника поиска – на отклик, либо ставим сирену, предполагая, что человек сам на нее выйдет; но если человек лежит без сознания, на зов не откликается? Гражданина в камуфляже с пяти метров уже не разглядеть.

- Брать с собой компас. Многих мы выводим из лесу по телефону: координатор по карте примерно поймет, куда человек попал, и направит в нужную сторону.

Главное, не будьте самонадеянны, помните: заблудиться в лесу может каждый, и если это произошло – звоните по телефону Службы спасения: 112. У нас терялись военные и мастера спорта по спортивному ориентированию…