Пенсионная реформа: без резких движений

Пенсионная реформа: без резких движений

Четырнадцатого июня кабинет министров РФ одобрил повышение пенсионного возраста. Женщинам — до 63-х лет, мужчинам — до 65. Соответствующий законопроект направлен в Госдуму на рассмотрение. Грядущие перемены вызвали бурную дискуссию в обществе. У так называемой пенсионной реформы много противников, но увеличение трудоспособного возраста обусловлено насущной необходимостью.


Смириться с неизбежным

Какова нужда повышать пенсионный возраст? Почему нельзя обойтись без этой меры?

Главная цель реформы — это повышение размера пенсий с индексацией выше инфляции. Такая необходимость назрела давно, однако сделать это можно только имея необходимые финансовые источники. Для пенсионной системы такими финансовыми источниками являются рост экономики и, как следствие, рост фонда оплаты труда (который, в том числе, обеспечивается за счет роста количества занятых), финансовая поддержка из федерального бюджета.

К 2019 году на одного пенсионера будет приходиться примерно два трудоспособных человека (в 1970 году было 3,7). При существующей модели выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 — для мужчин) эта нагрузка увеличивалась бы и дальше: количество работающего населения ежегодно сокращается на 0,4 млн человек, количество выходящих пенсионеров составляет ежегодно 1,5-1,6 млн человек.

Увеличение количества занятых может обеспечиваться только за счет продления трудоспособного периода.

Есть три альтернативы:

1)         Увеличение пенсии при постепенном повышении продолжительности трудоспособного периода жизни в течение 10-16 лет. Этот вариант и предусмотрен реформой. Рост размера ежемесячной пенсии при таком подходе составит 1000 рублей ежегодно.

2)         Увеличение пенсии за счет роста налогов на работающих граждан с 22% до 40%. Поскольку это серьёзная нагрузка на бизнес и предприятия, этот вариант чреват следующими последствиями: возвращение серых схем (зарплаты в конвертах), отсутствие роста или даже сокращение заработных плат.

3)         Не увеличивать пенсии, а фактически уменьшать их в результате инфляции, заморозив изменение пенсионного законодательства. Этот вариант противоречит задачам по ликвидации бедности и росту благосостояния пенсионеров.

Россия - последняя из стран бывшего СССР, кто приступает к изменению трудоспособного возраста. И реформировать пенсионное законодательство в России начали только сейчас, когда это, с одной стороны, стало неизбежным, а с другой - когда созданы необходимые условия для решения задачи по повышению продолжительности жизни «80+».

Синхронизировать два этих процесса - увеличение периода трудоспособности и рост средней продолжительности жизни - поможет переходный период.

 Пенсионеры - вне изменений

Несмотря на поздний «старт», увеличение продолжительности трудоспособного периода жизни будет плавным: предусматривается длительный переходный период — с 2019 по 2028 год.

Россия вводит переходный период повышения пенсионного возраста: для мужчин 10 лет, для женщин - 16 лет. Увеличиваться трудоспособный возраст будет не каждый год, а на один год раз в два года. То есть впервые на пенсию начнут выходить позднее (в 61 год и 56 лет соответственно) только в 2020 году, в 65 лет мужчины начнут выходить на пенсию в 2028 году, а женщины в 63 года - в 2034-м.

Изменение пенсионного законодательства предполагается начать с 1 января 2019 года и осуществлять постепенно с учетом достаточно длительного переходного периода.

И прежде всего следует понимать, что программа изменения пенсионного законодательства никоим образом не затрагивает нынешних пенсионеров - для них абсолютно ничего не меняется (кроме повышения самой пенсии). А это порядка 40 миллионов получателей пенсий (как по линии Пенсионного фонда, так и «силовых» ведомств). Они, как и раньше, получают все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами, льготами и пр. Пенсионеры - вне изменений, для них всё сохраняется.

Дмитрий Матвеев