«Возрождённая красота» Валерия Гибо

«Возрождённая красота» Валерия Гибо

Чудо возрождения погибшего, казалось бы, образа удивляет не меньше, чем чудо рождения того же образа из бесформенного куска камня под руками скульптора. Удивиться и почувствовать силу этого преображения можно на выставке художника-реставратора Валерия Гибо, которая проходит в Гатчинской городской библиотеке им. А.И. Куприна.


Выставка «Возрожденная красота» представляет собой ретроспективу в фотографиях реставрационных и творческих работ мастера на протяжении нескольких десятилетий. На фотоснимках запечатлены скульптурные и архитектурные объекты до и после реставрации, включая сам процесс работы над ними.

Валерий Владимирович Гибо родом из Гатчины. Учился в Гатчинской школе №4. Окончил Ленинградский политехнический институт по специальности инженер-металлург. В 1979 году в его судьбе произошел крутой поворот — мастер по металлу решил посвятить свою жизнь камню. Азы новой для себя профессии Валерий Гибо осваивал в Гатчинском реставрационном участке «Реставрация», который тогда располагался в Круглой риге. Среди его первых работ – реставрация ворот Сиротского института и цоколь Центрального военно-морского архива в Гатчине, ротонда в селе Никольском.

Как рассказал мастер, чуть позже судьба привела его в Пушкин, в мастерскую реставрации скульптур, где он работал с выдающимися реставраторами Анатолием Осиповым и Василием Головкиным. Чтобы получить художественное образование, Валерий Владимирович прошел четырехгодичный курс вечерних рисовальных классов при Академии художеств им. И. Репина.

- В то время уровень реставрационного мастерства у нас был очень высок, – вспоминает он. - Все мы были под присмотром специалистов — искусствоведов и архитекторов, работая строго по архивной документации. Девяностые годы подкосили реставрационное направление: все работы практически остановились, все было пущено на самотек, реставрационные мастерские развалились. Работу художники-реставраторы вынуждены были искать себе сами.

В восьмидесятые годы Валерий Гибо принимал участие в реставрации архитектурных объектов и скульптур Екатерининского дворца и парка в Пушкине, дворцового комплекса в Ораниенбауме, Юсуповского дворца. Несколько лет занимался Федоровским городком в Пушкине, восстанавливая Розовую палату и Трапезную. Участвовал также в восстановлении церкви Казанской Божией матери в Зеленогорске, Софийского собора в Пушкине, Иоанновского монастыря в Петербурге, Никольской башни в Московском кремле.

На выставке в «Купринке» представлены также фотографии восстановленных Валерием Гибо мраморных скульптур. Среди них - копии бюста Клеопатры, голов Афины и Ареса из Ораниенбаумского музея-заповедника. На плече у белоснежного Ареса - так называемое реперное пятно черного цвета, которое показывает разницу между исходным и отреставрированным объектом.

Особенное место в портфолио Валерия Гибо занимает мраморная статуя Екатерины Великой, собранная буквально из обломков и пребывающая сейчас в одном из павильонов дворцово-паркового комплекса в Пушкине.

Но Валерий Гибо не только восстанавливал старинные архитектурные и скульптурные объекты, но и строил новые. Десять лет своей жизни он посвятил работе с гранитом в Балтийской строительной компании, где служил начальником камнеобрабатывающего цеха. Из этого цеха вышли такие замечательные архитектурные объекты, как Ладожский вокзал, гранитная Троицкая часовня у Петропавловской крепости, целый комплекс церквей в Москве.

С камнем - мрамором, известняком, гранитом - Валерий Гибо продолжает работать и сейчас, но уже как скульптор и дизайнер. На выставке можно увидеть мраморные копии с оригиналов античных статуй Германика, Сатира, Венеры Лели. Бюст Екатерины Великой — уже не копия, а оригинальная работа скульптора. Ироничная полуулыбка, надменный вид, взгляд свысока — именно такой увидел мастер императрицу.

Валерий Гибо знает о камне все. Поскольку много занимался известняками — традиционным для Гатчины и Санкт-Петербурга строительным и отделочным материалом, решил составить коллекцию камней Ленинградской области. Ездил по карьерам, начиная от Волхова и заканчивая Кингисеппом, собирал образцы. Гатчинский, пудостский, дылицкий, парицкий, черницкий камни — всех не перечесть. У каждой из этих разновидностей известняка свои особенности, к каждому нужен свой подход. Свою коллекцию Валерий Владимирович подарил музею города Гатчины, где ее может увидеть любой желающий.

 

Выставка «Возрожденная красота» художника-реставратора и скульптора Валерия Гибо будет работать в Гатчинской городской библиотеке им. А.И. Куприна до 30 марта.