«Возрождённая красота» Валерия Гибо

Чудо возрождения погибшего, казалось бы, образа удивляет не меньше, чем чудо рождения того же образа из бесформенного куска камня под руками скульптора. Удивиться и почувствовать силу этого преображения можно на выставке художника-реставратора Валерия Гибо, которая проходит в Гатчинской городской библиотеке им. А.И. Куприна.

Рубрики:  Культура

Выставка «Возрожденная красота» представляет собой ретроспективу в фотографиях реставрационных и творческих работ мастера на протяжении нескольких десятилетий. На фотоснимках запечатлены скульптурные и архитектурные объекты до и после реставрации, включая сам процесс работы над ними.

Валерий Владимирович Гибо родом из Гатчины. Учился в Гатчинской школе №4. Окончил Ленинградский политехнический институт по специальности инженер-металлург. В 1979 году в его судьбе произошел крутой поворот — мастер по металлу решил посвятить свою жизнь камню. Азы новой для себя профессии Валерий Гибо осваивал в Гатчинском реставрационном участке «Реставрация», который тогда располагался в Круглой риге. Среди его первых работ – реставрация ворот Сиротского института и цоколь Центрального военно-морского архива в Гатчине, ротонда в селе Никольском.

Как рассказал мастер, чуть позже судьба привела его в Пушкин, в мастерскую реставрации скульптур, где он работал с выдающимися реставраторами Анатолием Осиповым и Василием Головкиным. Чтобы получить художественное образование, Валерий Владимирович прошел четырехгодичный курс вечерних рисовальных классов при Академии художеств им. И. Репина.

- В то время уровень реставрационного мастерства у нас был очень высок, – вспоминает он. - Все мы были под присмотром специалистов — искусствоведов и архитекторов, работая строго по архивной документации. Девяностые годы подкосили реставрационное направление: все работы практически остановились, все было пущено на самотек, реставрационные мастерские развалились. Работу художники-реставраторы вынуждены были искать себе сами.

В восьмидесятые годы Валерий Гибо принимал участие в реставрации архитектурных объектов и скульптур Екатерининского дворца и парка в Пушкине, дворцового комплекса в Ораниенбауме, Юсуповского дворца. Несколько лет занимался Федоровским городком в Пушкине, восстанавливая Розовую палату и Трапезную. Участвовал также в восстановлении церкви Казанской Божией матери в Зеленогорске, Софийского собора в Пушкине, Иоанновского монастыря в Петербурге, Никольской башни в Московском кремле.

На выставке в «Купринке» представлены также фотографии восстановленных Валерием Гибо мраморных скульптур. Среди них - копии бюста Клеопатры, голов Афины и Ареса из Ораниенбаумского музея-заповедника. На плече у белоснежного Ареса - так называемое реперное пятно черного цвета, которое показывает разницу между исходным и отреставрированным объектом.

Особенное место в портфолио Валерия Гибо занимает мраморная статуя Екатерины Великой, собранная буквально из обломков и пребывающая сейчас в одном из павильонов дворцово-паркового комплекса в Пушкине.

Но Валерий Гибо не только восстанавливал старинные архитектурные и скульптурные объекты, но и строил новые. Десять лет своей жизни он посвятил работе с гранитом в Балтийской строительной компании, где служил начальником камнеобрабатывающего цеха. Из этого цеха вышли такие замечательные архитектурные объекты, как Ладожский вокзал, гранитная Троицкая часовня у Петропавловской крепости, целый комплекс церквей в Москве.

С камнем - мрамором, известняком, гранитом - Валерий Гибо продолжает работать и сейчас, но уже как скульптор и дизайнер. На выставке можно увидеть мраморные копии с оригиналов античных статуй Германика, Сатира, Венеры Лели. Бюст Екатерины Великой — уже не копия, а оригинальная работа скульптора. Ироничная полуулыбка, надменный вид, взгляд свысока — именно такой увидел мастер императрицу.

Валерий Гибо знает о камне все. Поскольку много занимался известняками — традиционным для Гатчины и Санкт-Петербурга строительным и отделочным материалом, решил составить коллекцию камней Ленинградской области. Ездил по карьерам, начиная от Волхова и заканчивая Кингисеппом, собирал образцы. Гатчинский, пудостский, дылицкий, парицкий, черницкий камни — всех не перечесть. У каждой из этих разновидностей известняка свои особенности, к каждому нужен свой подход. Свою коллекцию Валерий Владимирович подарил музею города Гатчины, где ее может увидеть любой желающий.

 

Выставка «Возрожденная красота» художника-реставратора и скульптора Валерия Гибо будет работать в Гатчинской городской библиотеке им. А.И. Куприна до 30 марта.